Александр Митта - режиссёр, сценарист, Народный артист России

Александр Митта - режиссёр, сценарист, Народный артист России

УТРЕННЕЕ ШОУ: Добрейшего всем утреца, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Здравствуйте! Встречайте пятницу, встречайте гостя дорогого. Нет... не просто дорогого! Супергостя! У нас сегодня в гостях человек, который в кино разбирается так, что я не знаю даже как! Это Александр Митта, кинорежиссер, сценарист, актер, народный артист Российской Федерации, режиссер культовых фильмов, «Друг мой Колька», «Без страха и упрека», «Экипаж». Доброе утро, Александр Наумович!

Митта: Здравствуйте, спасибо!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады вас видеть, естественно. И вопросов огромное количество будем задавать. Вы настроены? Тогда начнем с самого начала. Вы окончили школу и поступили в художественный вуз, откуда вас благополучно отчислили. За что?

Митта: Поехал в Эрмитаж по три копейки. И познакомился там с молодыми художниками-авангардистами. И, конечно, меня поразило новое искусство, я стал его поклонником. И, когда я вернулся назад, стал объяснять, что самый главный художник - Пикассо, а все остальное - не так важно. Не понравилось, меня оттуда удалили. Но я учился в других местах, но кинематограф перетянул.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И хорошо, что перетянул. Это же сколько всего интересного мы тогда посмотрели. А вы же сейчас сами преподаете.

Митта: Преподаю всю жизнь потихонечку.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А по каким фильмам вы сейчас учите студентов?

Митта: По самым разным. И конечно, по классике. Есть фильмы, которые нельзя забывать. «Крестный отец». И через сто лет будет «Крестный отец». И много хороших картин есть, которые сохраняются на долгие годы.

УТРЕННЕЕ ШОУ: На своих картинах что-то студентам объясняете?

Митта: Да, конечно, объясняю по своим картинам то же самое. Я хороший педагог и у меня ученики хорошие. Многое из того, что у меня дальше идет по жизни, мне люди преподали в прошлом. У меня были потрясающие учителя. Это такой подарок жизни!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы же окончили первое ваше образование в инженерно-строительном институте. Вы инженер. Но художник в вас остался. Вы после окончания института рисовали карикатуры для культового журнала «Крокодил».

Митта: Да, много.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Для не менее культового детского журнала «Веселые картинки». А как вообще вас туда судьба занесла?

Митта: Просто рисовал разные смешные картинки. Либерализовалось время. Занимался социальной, политической сатирой. Народ захотел бытового юмора. Я такие маленькие картиночки в большом количестве рисовал. Хорошо придумывал и даже с кучей тех картинок пошел к Михаилу Рому домой проситься, чтобы он меня взял к себе в ученики. Ему понравилось, он посмеялся. И помог мне.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А были какие-то «зубастые» картинки, за которые прилетало от начальства?

Митта: Нет, в «Крокодиле» картинки оставались на суд редколлегии. Это было самое смешное и веселое место на земле. Остроумно, весело, с большим количеством шуток и острых слов. Но, когда надо было выходить журналу, то там уже жестокая была, конечно, цензура. Просачивались не лучшие шутки. Но все равно очень смешно было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Крокодил» в те времена так просто купить было нельзя, по подписке только.

Митта: Он разлетался по всей стране. Я помню, как с фильмом поехал по стране. Тогда было принято ездить по разным городам, показывать картины. Там парень зашел в изостудию, где рисуют люди, он услышал мою фамилию и говорит: «Скажите, а вы не брат того Митты, который рисует в «Крокодиле»?»

(смеются)

Митта: Юмор тогда очень ценился. Его было не так много.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да и сейчас очень ценится. Вы уже говорили, что вы учились во ВГИКе у Михаила Рома. Но ведь вы учились на одном курсе с Андреем Тарковским и Василием Макаровичем Шукшиным. А эти ребята выделялись как-то из массы студентов?

Митта: Выделялись. Сейчас даже произносить неловко...

УТРЕННЕЕ ШОУ: Не стесняйтесь!

Митта: Они выделялись тем, что это были самые усердные ученики. Они еще не сняли ничего. Тарковский еще не снял ни одной своей картины. Шукшин писал свои рассказы и повести, никому их не показывал. Я еще тоже ничего не снял. Но это были два студента, которые сидели на первой парте, смотрели в рот педагогам и, что особенно любили педагоги всегда, они задавали вопросы. В то время учиться было принято. Люди любили это. Меньше знали, информации было меньше. И то, что нам давал ВГИК, это был наш культурный багаж, с которым мы дальше шли. Очень старательно учились, бездельников не было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Глядя на работы мастеров, такое впечатление, что это были отвязные студенты. А что касалось учебы, бытовые моменты с этими ребятами?

Митта: Общались в своем время. Шукшин у меня дома был. Он общежитейский был студент, жил в общежитии. Там были всякие тревожные моменты жизни, и он у меня прожил зиму, отходил от своих проблем.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Но гулять-то гуляли?

Митта: Гуляли, конечно!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Портвейн с подружками?

Митта: Нет, ВГИК был трудолюбивым местом, там очень много работали.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ваша дипломная работа в 61-ом году была снята, это «Друг мой Колька». И она в Лондоне получила премию.

Митта: Да, получила какую-то премию, нас туда не позвали, а фильм показали. Премия была.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Эта картина вошла в двадцатку лучших фильмов, показанных в нашей стране в 61-ом году. Потом третий ваш фильм «Звонят, откройте дверь!» в 66-ом году получает на Венецианском фестивале детских фильмов премию, от «Комсомольской правда» получает премию. Такой карьерный рост режиссера, вам кто-то помогал? У вас была «волосатая рука?» Как вообще пробиться на международный фестиваль? Как ваши фильмы туда попадали?

Митта: Смотрят власти и что-то выбирают. Мне повезло, послали картину. И она там имела успех. Она повсюду много показывалась. Гран-при Венецианского фестиваля, такой больше премии не было.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Огромное количество времени и сил вы сейчас отдаете, чтобы поделиться своими знаниями и передать свой опыт. А вы сами сейчас чему-то у своих подопечных учитесь?

Митта: Да, конечно, общение с молодежью - это очень важная вещь. Видишь, что живы, что имеет шансы расти. С удовольствием преподаю.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Толковая у нас молодежь, получается?

Митта: Очень толковая, и такая растущая. Полно разных открытий в кино.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Эти слова воодушевляют. Потому что обычно говорят, молодежь не та. Вот пришел человек с оптимистическим взглядом в будущее и говорит: «Все у нас нормально с молодежью!». Тогда будем ждать хороших фильмов, а вы учите ребят получше, как все это дело делать.

Мимо вашего суперкультового фильма «Экипаж» пройти невозможно, нет желания мимо проходить. И не будем. А как пришла идея снять первый в СССР фильм-катастрофу? И вообще трудно ли было проект продвинуть? Где взяли такой бюджет? Вы же во время съемок несколько самолетов реальных сожгли!

Митта: Ну, самолеты мне подарили.

(смеются)

Митта: Да, «Аэрофлот», он нам помогал. И поэтому списанные самолеты позволял нам добивать. И мы там пожгли какое-то количество самолетов. Снимали в нормальном самолете, думали, что его привели в бездействие, но он взлетел.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А идею трудно было продвигать? Потому что это совсем новый жанр, такого никто не снимал.

Митта: Это удивительно. Его все называли фильм-катастрофа. Но он все, что угодно, но не катастрофа. Абсолютно. Это фильм четырех жанров. Там есть нормальная жизненная история, есть мелодраматическая история, есть романтическая комедия - то, что Леня Филатов снимал, он дебютировал с этой ролью в кино.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И мегастар стал!

Митта: Три летчика разных, у них неудачи в жизни. И борются со своими проблемами. Но, когда они объединились вместе, они совершили подвиг. И этот четвертый жанр - это была... сказка. Это же сказочная история. Там нефть катится с неба. Нефть была как дракон, а самолет, как ковер-самолет. А команда - это были герои. Жанр побеждает, когда картина вышла на экран, то никто не хотел думать, что там, какой жанр, что за история. Назвали катастрофой. Я не возражал.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А летать боитесь? Как к полетам относитесь.

Митта: Спокойно. Сам я не летаю, но внутри самолета с удовольствием.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Любовь до нас дозвонилась. Любовь, доброе утро!

Любовь: Доброе утро! Здравствуйте, Александр Наумович! Очень рада вас слышать.

Митта: Спасибо, я тоже!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как мило!

Любовь: В 2016 году сняли фильм «Экипаж». Расскажите про свое отношение к этому фильму.

Митта: Молодой режиссер снял, он советовался со мной. Я поддерживал эту идею. Мне казалось очень важным, что фильм, который снят в прошлом поколении, находит какое-то развитии в новом поколении, что была какая-то преемственность.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А это нормально классику переснимать? Повторять?

Митта: Нормально, почему нет? Я не вижу никаких проблем. Этот фильм тоже хорошо прошел. Сделали нормально, а первый пусть живет дальше своей жизнью.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вам понравился новый фильм?

Митта: Понравился, хороший.

УТРЕННЕЕ ШОУ: И мне тоже!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Мы сегодня уже коснулись новой версии фильма «Экипаж». Вы же снялись в этом фильме в качестве актера.

Митта: Это я на секунду появился, чтобы подтвердить свое положительное отношение к этой идее.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А почему в титрах вас не показали?

Митта: Это же не роль, на миг я появился, на секунду.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Это смотря кто появляется на миг.

Митта: Нет, нет, нет.

УТРЕННЕЕ ШОУ: С таким появлением можно и в главные артисты!

Митта: Нет, спасибо.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А дайте, пожалуйста, напоследок в финале нашего эфира, может быть, главный совет начинающим актерам и режиссерам. Чтобы вы посоветовали?

Митта: Не знаю, что посоветовать. Если тебе нравится это дело, то надо понимать, что это может быть очень интересно, увлекательно, но, несомненно, тяжелой жизнью. Тяжело. Я своим детям не советовал и внукам не советую. Это тяжелая работа.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Помогли советы вашим детям и внукам?

Митта: Сын - художник, он самостоятельно выбрал себе путь в жизни. А, когда внуки выберут, я не знаю, но, думаю, что пойдут по другим путям. Тяжелая работа, сил забирает много. Но зато и радости дарит много. Потому что это хорошее занятие.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А сколько счастье и радости людям!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ну, что можно сказать? Стоп, снято!

14.06.2019

Назад