Андрей Державин - музыкант, певец, композитор, аранжировщик

Андрей Державин - музыкант, певец, композитор, аранжировщик

УТРЕННЕЕ ШОУ: С добрым утром! Друзья, всех с пятницей, всех поздравляем с тем, что у нас сегодня в гостях Андрей Державин - музыкант, певец, композитор, аранжировщик, лидер группы «Сталкер». Андрей, привет! Нет... Привет, Андрей!

Державин: Привет, друзья!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Рады тебя видеть очень.

Державин: Взаимно.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ты же сделал опять свой старый новый альбом. Так можно сказать. Взял альбом тридцатилетней давности, поработал, привел его в надлежащий вид, соответствующий сегодняшнему дню. И он уже, кстати, по-моему, в iTunes есть.

Державин: Не только в iTunes. Откуда ты знаешь, интересно? У тебя уже не кнопочный телефон?

УТРЕННЕЕ ШОУ: Агентура у меня хорошо работает. Причем, говорят, там уже какие-то бешеные продажи, а он только-только появился.

Державин: Я бы не сказал, что бешенные. Но результат меня потряс. Я ни на что не рассчитывал вообще, и мы ни на что не рассчитывали, мы делали это для себя, для наших фанатов. Мы стали делать концертную программу. И параллельно, думаем, давай-ка попробуем параллельно отреставрировать альбом. Это оказалось чертовски сложной задачей, потому что пленки давно сыпались. Но на наше счастье нашелся мой друг. Оказывается, он хранил все наши записи. Он присутствовал при наших записях в Ухте и все сохранил. Когда он мне их передал, у нас уже появились дополнительные исходники для того, чтобы монтировать, и буквально по кадрам все это восстанавливалось. Работа это больше интересная, чем бизнес-проект. Но произошло вот что, друзья мои. Когда мы это все сделали и повесили на все цифровые площадки, то выпускающая компания в первый же день мне посылает скриншоты, говорят: «Посмотри!» Я вижу 26-ое место среди всех жанров. Это в первый день! Никому не нужный альбом тридцатилетней давности. Это все равно, что сейчас какая-нибудь группа переиздала бы плохую запись. А у нас все начиналось со слов: «Это группа «Сталкер», город Ухта», какие-то разговоры, потом ба! Новый альбом! И начиналась музыка. Еще те синтезаторы аналоговые, те драм-машины древние. Звук вполне такой древний, но винтажный, как выяснилось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: А что касается этого материала, вы сейчас на концертах играете его?

Державин: Мы уже почти все исполняем, потому что эта работа как раз дала возможность интегрировать современное звучание, мы сделали версии уже современные. И мы играем это все. Приходите на концерт, и вас приглашаю, 4 января в городе Вологда.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Конечно!

(смеются)

Державин: А чего вы смеетесь? Это же родина Деда Мороза - Устюг!

УТРЕННЕЕ ШОУ: А кто ж спорит-то! Мы как раз на тройке с бубенцами! Поговорим еще о твоем проекте, который ты воссоздал, реанимировал. Это же цифровое электронное звучание. А если вспоминать годы, конец 80-х, начало 90-х - музыка-то электронная. А синтезаторов особо-то и нет.

Державин: У меня были уже.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вооот! Где взял? Говори пароли, явки, адреса. Давай, колись!

Державин: Купил. Накопил деньги и купил. Средняя зарплата 120 рублей была, насколько я помню. Так вот, что было понятно, один синтезатор стоил больше пять тысяч.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Оооооу!

Державин: Драм-машина, которую мы купили, стоила тысяч семь рублей. Стоила больше автомобиля «Жигули»! Я работал, где только мог. Во всех ансамблях. В тресте «Жилстрой» был музыкальным руководителем. И по вечерам на танцах на городских тоже был устроен на полставки. Успевали учиться при этом, получать стипендию. Стипендия была хорошая, потому что северный вуз. 65 рублей была стипендия.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Приличная!

Державин: И потом меня пригласили работать в замечательный ресторан в нашем городе, где, конечно, были неплохие деньги. Нам заказывали самые разные песни.

УТРЕННЕЕ ШОУ: По поводу синтезаторов и стоимость - это из серии «не дай бог, чтоб не сломалось», да?

Державин: Дай бог, чтоб до Москвы доехать! Я помню, как это все в сумке везлось.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Синтезатор за пять тысяч?

Державин: Деньги! Надо же доехать до Москвы, чтобы это все купить.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Как ты в первый раз попал в телеэфир? В те времена, в СССР, это было не особо возможно.

Державин: Самый первый раз я попал в телеэфир таким образом. По телевизору прошла реклама, что будет суточный музыкальный марафон, который Тамара Максимова вела.

УТРЕННЕЕ ШОУ: «Музыкальный ринг».

Державин: Совершенно верно. Ведущие «Музыкального ринга» придумали первый благотворительный марафон. Прямой эфир, сутки, 24 часа! Я позвонил с домашнего телефона, заказал междугородний разговор. Дозвонился в редакцию, нашел телефон Тамары каким-то образом. Дозвонился и говорю: «Вот такое дело. Мы очень хорошая молодая группа, возьмите нас к себе, пожалуйста, мы можем вам спеть». И она говорит: «Приезжайте завтра в семь утра».

УТРЕННЕЕ ШОУ: Да ладно, так просто?

Державин: Просто очень. Но мы находимся за две тысячи километров. Вру. Тысяча с чем-то. На поезде ехать больше суток. Завтра в семь утра! Что мы делаем? Мы подпрыгиваем, берем билеты на самолет, и летим в Москву. И завтра в семь утра мы приезжаем в Москву, выходим в этот эфир. Там елка стояла, и на эту елку надо было еще какие-то деньги, подарки вешать. Мы заработанные деньги в конверт собрали, повесили на эту елочку и спели песню. От стресса, от этого перелета, не помню, что мы там пели. Вообще не помню! Сейчас спроси меня - не помню! Надо у ребят спросить, поинтересоваться. А второе появление уже было, по-моему, в программе «Песня года». И это уже был выстрел. И было еще очень знаковое появление у Светы Прудовской в программе «Марафон 15». Мы сняли клип «Не плачь, Алиса!» как только появилась эта песня. И попросили Свету, она дала ее в эфир. И жизнь у нас сразу заиграла новыми красками.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Прелесть какая. С прямыми эфирами понятно. Их вам лично посмотреть технически нельзя было. А если программа выходила в записи, где вы смотрели свое первое появление?

Державин: Видеомагнитофон. Мы ставили таймер. И более того, я вам скажу такую вещь. Хорошо, что вы спросили. У нас есть архив ВХС, также как был этот архив записей. И мы его восстанавливаем. Его восстанавливают покадрово. 11-ого числа, не так давно, была премьера одного из таких клипов на песню «Верю». Мы ходим там по Арбату в белых плащах, если кто-то видел. 89-й год, ваучеров еще нет, а мы уже есть.

(смеются)

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ты ведь на заре своей карьеры как-то уже говорил, выступал в школе на танцах. Чьи песни ты исполнял? Свои какие-то были уже?

Державин: Исполняли те, которые нам нравились. Это были группы, которые мы слушали на грампластинках. «Веселые ребята», The Beatles. Все, что было на сорокапятках. У меня в комнате моей стоял приемник деревянный. Назывался он «Латвия» с открывающейся крышкой. И там проигрыватель. У меня были сорокапятки и я их слушал. Это все мы пытались играть.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Про танцплощадки и выступления. А гонорары же в какой-то момент начались?

Державин: Первые гонорары я стал получать, когда устроился работать на танцплощадку. Это был центральный городской парк культуры и отдыха, он был один в городе. Туда приходил весь город. То ли по выходным, то ли каждый день - это я не помню. И танцы. Как в фильме «Афоня», помните? Знаменитая сцена, где Афоня, танцы, где «Машина времени» играет «Солнечный остров» на сцене. И это все - абсолютно та история. И меня пригласили музыкантом-органистом в этот коллектив. Я уже умел играть на всем к тому времени: на гитаре, на бас-гитаре. Мы взаимозаменяемы были. Что такое танцевальный коллектив тогда? Это самая лучшая кавер-группа, которая есть сейчас. Потому что играть надо все. Все, понимаете? Причем играть надо в оригинале.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Народа много, все хотят что-то свое.

Державин: Отличие танцплощадки от ресторана - там не платили деньги за песню. Не было такой традиции, чтобы люди подходили. Люди приходили потанцевать. Покупали билеты входные и танцевали. Нам платили поэтому зарплату. И я помню, что я эту зарплату получал и была она что-то в районе ста рублей - это приличные деньги. Сначала на полставки. Это были приличные деньги.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Вы были завидный жених.

Державин: А то!

УТРЕННЕЕ ШОУ: Народ хочет с тобой поговорить. Татьяна, доброе утро! Знакомьтесь с нашим гостем.

Татьяна: Доброе утро, Андрей! В песне «Не плачь, Алиса» вы поете «Ты стала взрослый, и тебе 16 лет». А когда вы почувствовали, что вы уже повзрослели?

Державин: Отличный вопрос. Я бы его дал знатокам в финале игры. Спасибо вам за этот вопрос. Если сказать честно, не было такого момента никогда. И самое страшное, что нет его до сих пор. Мне об этом моя дочка говорит младшая. А я все продолжаю играться в эти игрушки.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Почему же все-таки в 16 Алиса стала взрослой, а не в 18?

Державин: Хорошо, что ты спросил. У меня сестренка младшая. Она училась в школе. В это время шла Алиса Селезнева по телевизору, «Гости из будущего». А я учился в институте, у меня группа «Сталкер» была, нами созданная. Мы там что-то записывали. Сестренка подрастала. И когда нас пригласили поехать в Москву, и мы поехали, стало понятно, что надо переезжать, она как раз оканчивала школу. И это прощание с детством, понимаете. У меня эта мелодия появилась сама собой, не привязанная ни к чему. А потом я говорю Сереже Кострову: «У меня такая мелодия есть, напиши стихи». «А о чем они должны быть?» - часто спрашивает поэт. Я говорю: «Я не знаю. Может быть что-то такое... Какой-то припев должен быть забойный «Не плачь, Алиса!» У меня почему-то само вырвалось, фонетически. И он говорит: «А почему Алиса?» Я говорю: «Не знаю. Может, Алиса Селезнева, не знаю!» Он написал замечательную историю, которая нашла тут же свой отклик в сердцах людей. Потому что, как выяснилось, этот момент прощания с детством наступает у каждого, и он наступает как раз в 16 лет, к твоему вопросу. Ни в 18, ни в день, когда уже в армию пора. А когда ты понимаешь, что ты заканчиваешь школу. И этот выпускной вечер. И вот это гуляние всю ночь, а на завтра? Что будет завтра? Ты этого так ждешь - это завтра, а что там будет? Там совершенно другая взрослая жизнь. Об этом и песня.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Ладно, хорошо. Все точки на i расставлены.

УТРЕННЕЕ ШОУ: Чуть больше двух недель осталось до Нового года. Какие планы на праздник? Работать, отдыхать? Дома или где-то с концертом?

Державин: Мечтаю закончить эту карусель. Я впервые за 20 лет пошел давать интервью. Я молчал как рыба все это время. И я пошел давать интервью. У меня сейчас карусель. И мечтаю, когда это закончится. Я думаю, неделю, полторы, две... А потом у меня такое желание собрать всех, кто принимал участие в течение этого года, полутора лет в проекте. И просто встретиться, снять какой-то зал хороший, посидеть, посмотреть друг на друга, поговорить, выпить, конечно. Может быть, спеть. Музыканты, они любят, их хлебом не корми, дайте гармонь! И уже после этой встречи я хочу спокойно совершенно, никакой работы специально не брал корпоративной. Были звонки лететь куда-то. Причем звонили в Якутск куда-то лететь очень далеко. Одним словом, никуда ничего. Отдохнем, а четвертого января уже выступаем в городе Вологда. Уговорили меня промоутеры. Я говорю: «Какой нормальный человек пойдет на концерт 4 января?» - «Ты ничего не понимаешь! Люди первого встретили, второго доели селедку под шубой, третьего еще раз доели, а четвертого захотелось духовной пищи». Я говорю: «И тут как раз я?» Они говорят: «Ну, да». В общем, едем. Это здорово, это символично. Это же, я повторюсь, это Вологда, практически родина Деда Мороза, Великий Устюг.

 

14.12.2018

Назад