Владимир Матецкий - композитор и продюсер

Владимир Матецкий - композитор и продюсер

Минаев: Утреца добрейшего, друзья!

Годунова: Доброе утро!

Минаев: Ну что, у нас сегодня пятница! Пятница не простая, можно сказать, золотая. Сегодня в гостях у нас уж не знаю, как сказать… Суперчеловек, суперкомпозитор, человек, который писал песни для Софии Ротару, Яко Йоалы, «Весёлых ребят», «Лейся песни», Екатерины Семёновой, Влада Сташевского…

Годунова: Не томи, представляй гостя!

Минаев: Владимир Матецкий!

Годунова: Ура!

Минаев: Доброе утро!

Матецкий: Доброе утро, дорогие друзья!

Минаев: Буквально через пару дней юбилей.

Матецкий: Полуюбилей, хочу уточнить.

Минаев: Хорошо. Поздравлять мы не будем заранее. Но поинтересоваться имеем право. Какие-то традиции есть по отмечанию праздника, дней рождения? Может быть, какой-то подарочек есть, который запомнился на всю жизнь?

Матецкий: Ну, подарочки были за этот долгий период. Всё-таки мне исполняется 65 лет, я не скрываю этой цифры. Она очаровательна, эта цифра. Традицией, наверное, является то, что я не большой любитель гиперразмаха. Единственный размах, который был у меня – 50-летие. Праздновалось, что называется, как положено. Было много гостей, большой был вечер, ресторан, артисты. А так я люблю домашний круг, тихо, скромно, красиво, аккуратно.

Годунова: Владимир Леонардович, Ретро FM – это радиостанция, где, пожалуй, больше всего звучит ваших песен в нашем эфире.

Матецкий: Это упрёк?

Годунова: Наоборот.

Минаев: Это мы снимаем шляпу.

Годунова: Вы продолжаете работать, пишете новые песни. Вопрос такой: как вы думаете, какая из песен, которую вы написали сейчас, будет звучать у нас, скажем так, лет через 15-20?

Матецкий: Я, честно говоря, надеюсь, что будет звучать прямо в этом году. Такие наивные желания. Поправьте меня, мои юные друзья. Поправьте, отроки!

Минаев: София Михайловна уже много лет в прекрасной творческой и физической форме. Может быть, вам известен её секрет? Как она вообще этого добивается? И что нужно делать, чтобы вечно оставаться молодым?

Матецкий: Внимание, дорогие радиослушатели. Возьмите блокнот, приготовьте ручку и записывайте секрет Софии Ротару. На самом деле, я думаю, а я кое-что про это знаю, она от природы очень сильный и очень энергетически ёмкий человек. Вы знаете, я, когда начал с ней общаться, это было давным-давным давно. В 84-ом, если не ошибаюсь, году. Я это сразу почувствовал. Я вообще эти вещи всегда чувствую. Невероятная энергетика! И эта энергетика со знаком плюс. Ротару очень большая артистка с очень большой энергетикой. Я надеюсь, судьба её будет продолжаться успешно. Кстати, в этом году она празднует своё 70-летие.

Годунова: Вот как.

Матецкий: Да 7 августа ей исполняется 70 лет.

Минаев: Не верится.

Годунова: Скажите, много ли ваших песен, которые вы специально написали для Софии Ротару, в итоге были исполнены другими артистами?

Матецкий: Вы знаете, когда песня становится большой, если вы имеете в виду каверы так называемые… То есть, песня становится большой, заметной, у неё всегда появляется много исполнителей разных. И в этом отношении песни Ротару, которые стали заметными, они имели большое количество каверов в том числе за границей. Мне очень повезло. В середине 60-х вдруг выяснилось, что эти песни, причём я тоже хочу сказать, я был не одинок, вместе со мной был Паулс, Игорь Николаев, тот же Тухманов. Мы стали получать сигналы из Финляндии, где эти песни исполнялись местными артистами на финском языке. Существует большое количество версий. Я даже очень точно и хорошо помню, как называлась песня «Луна, Луна». «Ойку, Ойку» она называлась.

Минаев: Это дословный перевод или что-то не очень хорошее?

Матецкий: Не знаю! Так глубоко я не погружался.

Минаев: Не будем погружаться в лингвистику, тем более в финскую.

Годунова: Ваша первая группа, в которой вы играли на бас-гитаре называлась «Удачное приобретение». Да?

Матецкий: Это была, если не самая, то одна из самых крутых подпольных рок-групп начала 70-х годов. И, в общем-то, не было молодого человека тогда в Москве, который бы не знал таких названий, как «Удачное приобретение», «Рубины», «Второе дыхание», «Скоморохи». Это были титаны!

Минаев: Вы играли на бас-гитаре в «Удачном приобретении».

Матецкий: Это правда.

Минаев: Да бас-гитара цела у вас, она сохранилась? Куда вы её дели?

Матецкий: Хороший вопрос. В те далёкие годы музыкальные инструменты, тем более хорошие музыкальные инструменты, были невероятной редкостью. И я вам скажу, что все гитары, все усилители в Москве были известны. Они были на вес золота в буквальном смысле слова. Я назову только одну цифру. В определённый период своей карьеры артистической я купил усилитель, бас-гитару. Всё это вместе стоило, как тогда стоила четырёхкомнатная кооперативная квартира. Чтобы вы понимали, на какие жертвы шли люди, чтобы быть частью рок-музыки.

Минаев: Это фантастика, на самом деле.

Матецкий: Ответ вы уже поняли. Конечно же, я её в своё время продал…

Минаев: И купил четырёхкомнатную квартиру…

Матецкий: Нет, к сожалению. Если бы я был умным мальчиком, я бы это сделал. И прекратил бы заниматься игрой на музыкальных инструментах и сидел бы в этой четырёхкомнатной квартире.

Годунова: Может, и хорошо, что вы этого не сделали? Теперь сидите здесь с нами.

Матецкий: Я шучу, конечно. История не имеет сослагательного наклонения. Но цены на инструменты были сумасшедшие.

Минаев: Фантастически! На самом деле и в середине, в конце 80-ых одна гитара стоила как жигули.

Матецкий: Так оно и было.

Минаев: Давайте от коммерческих разговоров перейдём к творческим. Вы ведь знакомы с сэром Полом Маккартни.

Матецкий: Да, я встречался с Маккартни. Это был очень интересный разговор. Происходило это в Стокгольме. Встреча, что называется, за кулисами. Я был в этот момент в Стокгольме, записывал альбом. И продюсер, который работал на студии, и я, и моя жена, конечно же, были приглашены за кулисы к Маккартни, поскольку я дружил с его персональным менеджером.

Минаев: И он вас познакомил?

Матецкий: Да. Мистер Ричард Огден. Забегая вперёд, скажу, что мы с ним продолжаем дружить. Чего я, к сожалению, не могу сказать про Пола Маккартни. Я с ним контакты не поддерживаю.

Минаев: Аудиенция проходила как? Сказали: «Пол, вот Владимир. Владимир, это Пол». Как вообще можно с таким мегастаром общаться?

Матецкий: Я вам расскажу, как это было. Это интересно. Мы были за кулисами стадиона в Стокгольме. И Ричард, мой товарищ, сказал: «Подожди секундочку, я поговорю с начальником и он тебя примет».

Минаев: А начальник это…

Матецкий: …Пол Маккартни, да. Ричард его персональный менеджер, он с ним долго работал. Это очень большого размера должность. Я могу объяснить масштаб этой должность. Персональный менеджер Маккартни. Этот же самый человек после этого работал вице-президентом Sony  music international. Я зашёл в комнатку, которая была задрапирована тканью. Пол меня очень дружелюбно обнял, поприветствовал, мы сели с ним разговаривать на всякие разные темы. Очень милое было общение. Потом пошли подарки. Он подарил книжку, пластику.

Минаев: На этом, кстати, можно разбогатеть.

Матецкий: НА ЧЁМ?!

Минаев: На этих автографах.

Матецкий: Мои юные друзья! На чём можно разбогатеть?! Вы не мне, вы людям это скажите!!!

Годунова: Среди музыкантов когда-то ходила поговорка: «Хочешь хит – иди к Матецкому». А если Матецкий занят в этот момент, к кому посоветуете пойти?

Матецкий: Что я вам хочу сказать. Нет рецептов написания популярных песен. Нет. Есть великое счастье, когда у кого-то получается. Сказать, что я являюсь универсальным хитмейкером на все времена… Нет. Конечно, был период, когда песен было больше. Но чем я горжусь? И что мне невероятно нравится в моей судьбе и, дай бог, чтобы это продолжалось, это то, что моя карьера в песне долгая. Вы знаете, у всех по-разному бывает. Поэтому я очень бережно отношусь к тому, что я делаю сегодня. И дай бог, чтобы оно у меня получалось. И тьфу, тьфу, тьфу что-то получается.

Годунова: Скрестим пальцы.

Минаев: Если вдруг писалось, писалось, а потом раз – и перестало. Как можно это дело реанимировать. Может быть, есть компрессы, примочки?

Матецкий: Это серьёзный вопрос или баловство такое? Радио-баловство.

Минаев: Это серьёзный вопрос.

Матецкий: Это человек спрашивает, у которого там сзади где-то гитара? Надо продвигать песни. Жена поющая, которая сейчас в позе сахарницы слушает и думает «Скотина, я его просила спросить у Матецкого. Скотина!»

Минаев: А меня сахарница заинтересовала.

Матецкий: Показываю позу сахарницы.

Годунова: Буквой Ф!

Минаев: Не соскакивайте с темы.

Матецкий: Даю рекомендацию. Самым главным является момент курайта. Что такое курайт?

Минаев: По-русски, пожалуйста, я записываю.

Матецкий: Если вы зашли в тупик, попробуйте найти партнёра, единомышленника, с кем вы, может быть, сделаете что-нибудь вместе, который вас выведет вас из этого тупика.

Минаев: Друзья спасут, короче говоря.

Матецкий: По крайне мере, это вариант.

Минаев: Берём на заметку!

Матецкий: Я смотрю на свою фотографию на виниловом альбоме «Банановые острова». Я засмотрелся на себе молодого, образца 82-ого года. Такой симпатичный, худенький, черноволосый, кудрявенький.

Годунова: Вы и сейчас красивый.

Минаев: Вы и сейчас орёл. Сейчас мы познакомимся с человеком, который до нас дозвонился из Московской области. У него есть вопрос, который, может быть, с детства мечтает вам задать. Александр его зовут. Александр, доброе утро!

Александр: Доброе утро!

Матецкий: Добрый день, Александр.

Александр: Спасибо вам большое за ваше творчество. У меня к вам вопрос. Скажите, пожалуйста, не надоели ли ваши песни, которые постоянно звучат из радиоприёмника? Не возникает ли желание выключить радио?

Минаев: Спасибо, Александр за вопрос.

Годунова: Интересный вопрос.

Матецкий: Вообще, Александр, я вам честно скажу, что я так, как Алёнушка у радио не сижу целыми днями. Может быть, к сожалению. Было бы замечательно, если бы я так сидел и смотрел в диффузора и вылавливал свои песни. Жизнь так мотает! Единственное, бывает, я вам признаюсь, мне присылает по WhatsApp те или иные моменты, когда люди в машине где-то, где-то в самых необычных местах слышат эти песни. Честно вам скажу, не надоедает. Пускай будет даже больше. Но вопрос очень хороший.

Минаев: Прямо тост: за то, чтобы было больше…

Годунова: …хороших песен…

Минаев: …Владимира Матецкого.

Матецкий: Спасибо!

Минаев: Последний вопрос такой вот имеется, не задать не можем. Вы часто пишите песни не только совместно с поэтами, но ещё и с другими композиторами. Кстати, даже давали рекомендации людям, у которых не пишется, брать в соавторы. А если два композитора пишут одну мелодию… - я о своём, о земном – как делится гонорар?

Годунова: Он всё о том же!

Минаев: Да, я о цифрах!

Матецкий: Сейчас отвечу. Намёки я понял. В тех или иных случаях существует определённый процент разделения. И, если используется семпл, он обязан указываться. И, соответствующим образом, в зависимости от метража, он используется. Поэтому в этом нет ничего особенного.

Минаев: Математически можно всё просчитать?

Матецкий: Всё считается сегодня, высчитывается.

Минаев: Друзья, достаём калькуляторы, счёты, считаем, кто, кому, что должен.

Матецкий: Кто кому Абрамович.

Минаев: Для меня вы супер-композитор. Мелодии, которые у вас рождаются, просто феноменальны. Спасибо вам, что вы пришли.

Матецкий: Спасибо вам! Я хочу буквально пару слов сказать слушателям Ретро FM. Мне очень приятно, что у меня есть такая возможность к вам обратиться. Я вам расскажу историю, которая произошла со мной в тот момент, когда в Москву приехали The Rolling Stones. Один мой товарищ устроил приватную вечеринку. И на эту вечеринку собралась очень много представителей шоу-бизнеса. Была и Пугачёва, Коля Расторгуев, Костя Никольский. Пришли Мик Джаггер и барабанщик Чарли Уотс. И народ бросился к Мику Джаггеру с вопросами. Каждый подходит и спрашивает: «А вот помните в 64-ом году пластинка, а в 65-ом вышла, а в 66-ом году вышла…» Он стоит с бокалом красного вина, кивает головой, слушает. И говорит: «Я не очень хочу говорить о прошлом. Я хочу говорить о будущем».

Минаев: Ну что ж, мы тоже будем говорить о будущем. Впереди у нас выходные и это очень радует. 

Назад